УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель МБОУ «Екюндюнская
основная общеобразовательная школа»
____________Балданова Д.Н.
«____» сентября 2014 г.
Модель психолого - педагогического
сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику
аутоагрессивного поведения обучающихся
в МБОУ «Екюндюнская основная общеобразовательная школа»
с. Екюндю, 2014 год
Модель психолого - педагогического
сопровождения образовательного процесса, направленного
на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся
в МБОУ «Екюндюнская основная общеобразовательная школа»
Модель психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся в МБОУ «Екюндюнская основная общеобразовательная школа», основана на разработках авторским коллективом под руководством Н.Ю. Синягиной, д.псх.н., профессором и О.И. Ефимовой, к.псх.н., доцента, базируется на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, позволившем определить пакет психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска, по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений и разработан по рекомендации для участников образовательного процесса в области профилактических и реабилитационных мер по предотвращению аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних.
Пояснительная записка
Модель психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику аутоагрессивного поведения обучающихся в МБОУ «Екюндюнская основная общеобразовательная школа», основывается на анализе основных факторов и причин возникновение аутоагрессивного поведения у несовершеннолетних, находящихся в системе образования: возрастной, генетический, гендерный, социально-средовый.
Проведенный анализ свидетельствует, что основная причина исходит из семьи, из семейных взаимоотношений. В семьях, законные представители постоянно нагружены заботами и проблемами, дети остаются без надлежащего надзора и внимания.
Важнейшая задача семьи и педагогов – создание среды обитания, безопасной для жизни детей, повышение воспитательской компетентности родителей, психологической компетентности педагогов и неукоснительное соблюдение ими педагогической этики. Обеспечение реализации превентивных образовательных программ, направленных на формирование позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях (в форме уроков психологии, элективных курсов).
Для эффективности профилактической необходима интеграция обучения и воспитания, что позволяет трансформировать социальный опыт, включающий знания, умения как способы осуществления собственной деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, направленных на целостное развитие детей.
Важным фактором усиления профилактической работы в образовательном учреждении выступило введение нового федерального государственного стандарта (ФГОС). Изменение парадигмы педагогического
образования и превращение его по существу в образование психолого- педагогическое, означает необходимость разработки такого содержания, которое позволит педагогу и психологу осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности образование, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, а также выявление детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений и реализацию профилактических и реабилитационных мер по предотвращению подросткового и молодежного суицида.
Специфическая задача школы в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является организация психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на предотвращение суицидального поведения обучающихся, включая уровневую профилактику суицидов в образовательных учреждениях на основе внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков адаптивного поведения. Такое сопровождение предполагает реализацию условий, обеспечивающих возможность продуктивного развития подростков и молодежи, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста и пола. Такими условиями выступают:
• научно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности педагогических кадров по профилактике суицидальных рисков;
• подготовка и повышение квалификации мотивированных педагогических кадров в сфере превенции суицидального поведения, раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних;
• постоянно действующая система взаимодействия с родителями;
• организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия в достижении целей профилактики, предполагающая совместную деятельность образовательных учреждений, других учреждений и ведомств (здравоохранение, социальная защита, органы внутренних дел и т.д.), общественных объединений и организаций, сфера задач которых связана с предупреждением суицидального поведения несовершеннолетних.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на профилактику суицидального поведения обучающихся — это, прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактика рискового поведения, помощь в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п. На разных ступенях образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, задачи психолого - педагогического сопровождения различны. Для начальной школы — это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии и воспитании ребенка, профилактика и коррекция его страхов и тревог, «школьной боязни», преодоление проблем, связанных с подготовленностью к обучению в школе, обеспечение беспроблемной адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей.
Основная школа – это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
Межведомственное взаимодействие субъектов профилактической работы для решения общих задач предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних выстраивается на основе следующих условий: разделение сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников, взаимодополнение и поддержка (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное и системное воздействие на целевые группы).
Муниц.модель_ЕООШ |