В ст. 7
основного образовательного закона выделены следующие наиболее существенные
особенности законодательного определения места и роли ГОС в российской системе
образования:
1. В
Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты,
включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный)
компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Российская Федерация
в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции
устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных
стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания
основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные
образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным
образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
2. При
реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии
могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Порядок
разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов
определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных законом.
4. Основные
положения государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки
и утверждения устанавливаются федеральным законом.
5.
Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в
десять лет.
6.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки
уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения
образования.
ГОС в высшем
и послевузовском профессиональном образовании в целом соответствуют приведенным
положениям Закона РФ «Об образовании», но обладают, тем не менее, своей
спецификой, наиболее существенными их которых являются (ст. 5 Федерального
закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»):
-
государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского
профессионального образования предназначены для обеспечения: а) качества
высшего и послевузовского профессионального образования; б) единства
образовательного пространства Российской Федерации; в) основы для объективной
оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные
программы высшего и послевузовского профессионального образования; г) признания
и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и
послевузовском профессиональном образовании;
-
государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского
профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных
компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов
высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя: 1)
общие требования к основным образовательным программам высшего и
послевузовского профессионального образования; 2) требования к обязательному
минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского
профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной
и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню
подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности); 3)
сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского
профессионального образования в федеральных государственных образовательных
учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством
Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях
соответствующих видов; 4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов
высшего и послевузовского профессионального образования отражают
национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям);
-
национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов
высшего и послевузовского профессионального образования определяются высшим
учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и реализуются высшим учебным заведением на договорной
основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации;
- основные
образовательные программы высшего и послевузовского профессионального
образования разрабатываются федеральным государственным органом управления
образованием и ведомственными государственными органами управления образованием
и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных
стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и
послевузовского профессионального образования.
Как можно видеть,
одной из наиболее характерных черт современного российского государственного
образовательного стандарта является выделение в его структуре федерального и
национально-регионального компонентов, что весьма отчетливо характеризует
федеративный характер образовательного законодательства и в целом всей системы
образования. Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.
Федеральный
компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического
пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан
с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения.
Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия,
истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык,
концепции современного естествознания.
Национально-региональный
компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в
которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и
родная литература, история, география, искусство региона).Так, в
национально-региональном компоненте многих стандартов социально-гуманитарных
специальностей высших учебных заведений Уральского региона имеются учебные
дисциплины, связанные с изучением истории и культуры народов Урала,
политико-правовой системы того или иного субъекта РФ, входящего в Уральский
федеральный округ и т.п.
Компонент
образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного
учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и
реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с
подпунктом 6 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» входит в компетенцию
образовательного учреждения.
В рамках
федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
описание
содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано
предоставить обучающемуся;
требования к
минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема
содержания;
максимально
допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В
содержательном аспекте стандарт предусматривает:
1) владение
базовыми понятиями и умениями, что охватывает собой умение: а) узнавать и
воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения;
в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные
связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую
интерпретацию понятия;
2) знание
теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории,
методологии, проблем и прогнозов;
3) умение
применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических)
и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся
(нестандартной) ситуации;
4) иметь
собственные суждения в области теории и практики данной образовательной
области;
5) знание
основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении:
социальных, политических, экономических, экологических, нравственных,
производственных, управленческих, национальных, международных, культурных,
семейных и др.
6) владение
технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам
деятельности.
Государственные
образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании
содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане,
учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях,
задачниках, практикумах и т.п.). Каждый их этих нормативных документов
соответствует определенному уровню проектирования содержания образования.
Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню
учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
Характеристика
государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их
роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно
выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:
критериально-оценочная
функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс;
функция
сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют
объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов
и видов образовательных учреждений;
функция
повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования,
который необходимо достичь;
функция
обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в
системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты
играют далеко не последнюю роль;
функция
гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому
образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы
стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно
интересам, способностям, возможностям обучающихся;
функция
управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами
управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за
качеством образования.
Такова в
общем виде характеристика правовых основ государственных образовательных
стандартов как объекта и одновременно средства правового регулирования системы
образования.